< Назад

Прощайте чиновники!


Получить любую справку, заплатить штрафы и налоги и написать заявление в госорган можно будет как на интернет-сайте, так и в инфомате. Их отличие от живого бюрократа в том, что функция вымогательства взятки у них отсутствует.

Власти часто рисуют нам общество будущего. Мол, через несколько лет не надо будет никуда ходить - все дела можно будет решить удаленно, с помощью Интернета. Представьте, как удобно: чтобы получить справку, не надо идти на прием к чиновнику - можно просто написать заявку на сайте, а саму бумагу с печатью и подписью пришлют по почте. Во многих развитых странах все это уже реальность. В России делают лишь первые шаги. К примеру, уже более полугода в Глобальной сети действует сайт - www.gosuslugi.ru. «Комсомолка» решила выяснить, что же можно получить с помощью Единого портала государственных услуг.

МЕНЬШЕ ОЧЕРЕДЬ - БОЛЬШЕ ЛИЧНОГО ВРЕМЕНИ

Сейчас постоянно пользуется Интернетом лишь каждый четвертый россиянин. А чтобы общество стало информационным, доступ в Глобальную сеть должен быть как минимум у 85% граждан. По этому показателю мы отстаем от развитых стран. Зато по длине и медлительности очередей мы впереди планеты всей (см. график). В среднем в банке и на почте россиянам приходится проводить почти полчаса за 1 раз. О госучреждениях речи вообще нет - там ожидание растягивается от нескольких часов до 2 - 3 недель. Эту проблему наши власти и хотят решить с помощью информтехнологий.

- Наша цель - сократить время стояния в очередях, - считает Игорь Щеголев, министр связи и массовых коммуникаций России. - Выигранное время граждане смогут использовать для работы, обучения, творчества или самовыражения.

Как поясняют в Минкомсвязи, уже сейчас на сайте можно воспользоваться 49 услугами из 74. Но пока не всеми из них в полной мере - на 100% сайт заработает лишь к концу 2011 года. Что же доступно сейчас?

В ФМС ВСЕГДА ХОДЯТ ДВАЖДЫ

Чтобы испытать на себе все прелести удаленного доступа, иду на сайт. Оказывается, без регистрации никакие услуги мне не положены. Можно посмотреть лишь справочную информацию (время работы госучреждений, контактные телефоны и адреса, список необходимых документов). Что ж, придется регистрироваться.

Процедура простая. Нужно указать ФИО, адрес прописки и электронной почты, номер мобильника, а также ИНН (идентификационный номер налогоплательщика) и номер СНИЛС (свидетельство пенсионного страхования - зеленая карта).

Но на этом регистрация не кончается. Оказалось, мой «Личный кабинет» заработает лишь тогда, когда я введу некий код активации. А его мне пришлют не иначе, как заказным письмом обычной почтой. На это уйдет 2 недели. Тем не менее на сайте уже зарегистрировались 90 тыс. граждан. Больше всего россиян подали через Интернет заявление на получение загранпаспорта.

Но сервисом довольны не все.

- Честно заполнила анкету, - пишет одна из пользовательниц Живого Журнала. - Прицепила фотографию и отправила. А через пару дней сообщение, что фотографию не приняли, - мол, она не соответствует нужным характеристикам. Звоню на «горячую линию»: как можно исправить? Ответ: анкету вам придется заполнить заново... Полнейшее очарование сервисом!

Но есть те, кто новшество оценил.

- Заполнила анкету ночью, через день смотрю: в «Личном кабинете» уже лежит приглашение для фотографирования, - рассказала «КП» москвичка Алина. - Я устремляюсь в указанное отделение УФМС. Радуюсь как ребенок - надо же, как быстро! Прибегаю, а там вообще счастье. Все, кто через www.gosuslugi.ru, принимаются без очереди! В то время как обычно очередь надо занимать с 6 утра.

Удручает, что в отделение все равно надо приходить дважды, а не один, как предполагали. Да и после каждой ошибки анкету надо заполнять заново. Но плюс в том, что тех, кто заполнил заявление через Интернет, обязаны пропускать без очереди. А это в условиях многолюдности в отделениях УФМС - важное конкурентное преимущество.

ИНФОМАТ - ДРУГ ЧЕЛОВЕКА

В то время, пока Интернет еще не дошел до каждой семьи, правительство хочет организовать и другие возможности для удаленного доступа граждан к госуслугам. В Татарстане придумали очень удобную штуку - инфомат (см. фото). Он похож на платежный терминал, но оплатить в нем можно только госуслуги. С помощью инфомата жители Татарстана могут оплатить штрафы ГИБДД (с помощью банковской карты или наличных), написать заявление на загранпаспорт, оплатить налоги, узнать свой пенсионный счет, получить выписки из реестров недвижимости и кадастрового учета.

Если что-то непонятно, можно позвонить на «горячую линию» - видеоконсультант все разъяснит. Подобные инфоматы в будущем хотят установить по всей стране. Стоит такой инфомат 400 тыс. рублей, но экономит, по расчетам чиновников, до 1,6 млн. рублей в месяц.